Страница обновлена 15.11.2022

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 "Мозаика" г.Углич

Страница обновлена 15.11.2022
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 "Мозаика" г.Углич

Работа с проектами

Знания, умения и навыки, долгое время считавшиеся целью образования, становятся сегодня его средством. Необходимы такие технологии, которые учитывали бы не только педагогические требования, но и психологические механизмы развития детей.

К одной из таких образовательных технологий можно отнести проектно-тематическое обучение, стержнем которой является самостоятельная деятельность—исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой дети познают окружающий мир и воплощают новые знания в реальные продукты. Такое обучение подразумевает объединение различных образовательных областей с помощью какой-либо интересной идеи.

Проектно-тематическое обучение ориентировано на всеобъемлющее развитие, а не на концентрацию неких изолированных областей знания, что для дошкольников совершенно неестественно. Оно задает такую организацию образовательного процесса, при которой дети могут увидеть связи между различными предметами, а также отношения изучаемых предметов и реальной жизни. Например, в процессе изучения темы «Зоопарк» дети могут:

  • изучать математику (пересчитать всех обитателей зоопарка, сравнить их по размеру, весу и т. д.);
  • получать начальные географические сведения (определить, из какой страны и с какого материка звери, найти на карте или глобусе эти страны и материки);
  • изучать различных животных и одновременно практиковаться в их изображении;
  • составлять рассказы о животных и создать на их основе книгу;
  • реализовывать проект создания зооуголка в своем детском саду.

Проектно-тематическое (или интегрированное) обучение—это глубокое, интенсивное, длительное изучение детьми совместно с педагогами и при их поддержке какой-либо проблемы или вопроса.

Планирование при проектно-тематическом обучении

Отличие проектно-тематического планирования обучения от привычного блочно-тематического состоит в том, что исследуемая проблема или область знания не похожа ни на одну другую тему из программы или учебника, готовой методической разработки. Это то, что возникло вконкретном сообществе под названием «группа… детского сада №…». Это то, что уникально именно для данного дошкольного сообщества, что возникло из его потребностей и интересов.

При проектно-тематическом обучении, в ходе которого изучается сразу несколько предметов, от педагога требуется способность к планированию и сотрудничеству. Реализация проектно-тематического подхода требует от педагога умений:

  • каждый раз вновь создавать и структурировать поток знаний, умений и навыков детей;
  • анализировать и принимать решения;
  • работать в команде, в которую входят и дети.

Проектно-тематическое обучение помогает создать условия для реализации детьми своих способностей и потенциала личности. Работа над темой и проектами помогает:

  • создать в группе атмосферу, стимулирующую социальную, игровую, творческую, экспериментально-познавательную инициативу, атмосферу раскованности, в которой ребенок чувствует право на самоопределение, на поиск, выбор, не боится совершить ошибки, чувствует поддержку взрослого и всего окружения, учится общаться, оказывать поддержку другим;
  • сконструировать богатую и хорошо структурированную развивающую предметную среду;
  • обеспечить гибкое индивидуализированное направление деятельности детей в соответствии с социально-педагогическими ценностями и целями, их педагогическую поддержку.

При организации работы на основе проектов и тем педагог должен владеть, как минимум, двумя важными умениями.

  • Составлять собственный учебный план (программу для конкретных детей своей группы).
  • Составлять индивидуализированные программы для каждого ребенка.

Педагог не «заполняет» ребенка знаниями в прямом смысле этого слова, а «выращивает» у него стремление учиться, познавать мир и при этом никогда не останавливаться. Ключевое значение имеет интерес ребенка к выполняемой деятельности, понимание того, что данные знания необходимы для ее выполнения; это делает познавательный процесс естественным и значимым.

Педагоги, работающие с использованием проектно-тематического подхода в рамках программы «Открытия», целенаправленно, целесообразно (исходя из наблюдений за детьми), планомерно (планируя ежедневно) вырабатывают у детей новые формы познания, поведения и деятельности, что, в конечном итоге, и означает организацию полноценного психического и физического развития.

 

Банк проектов МДОУ д/с №21 «Мозаика»

Проект "Книга учит жить, книгой надо дорожить!" (долгосрочный, для детей компенсирующей группы со сложным дефектом 3-7 лет)

Проект "Врач - профессия важная и нужная!" (среднесрочный для детей 4-5 лет)

Проект "Мой любимый город Углич!" (долгосрочный для детей 5-6 лет)

Проект "Кто прячется под листом" (краткосрочный для детей 4-5 лет)

Проект "Бумажная сказка" (краткосрочный для детей 4-5 лет)

Проект "Русская изба"  (среднесрочный для детей 4-5 лет)

Проект "Любимые сказки"  (среднесрочный для детей 3-4 лет)

Проект "Куклы моей бабушки" (среднесрочный для детей 4-5 лет)

Проект "Какие дома у разных животных" (среднесрочный для детей 4-5 лет)

Проект "Обитатели пруда" (среднесрочный для детей 4-5 лет)

Проект "В гости к сказочным героям" (среднесрочный для детей 3-4 лет)

Проект "Одежда" (среднесрочный для детей 3-4 лет)

Проект "Азбука безопасности" (среднесрочный для детей 5-7 лет)

Проект «Мой дом» (среднесрочный для детей 3-4 лет)

Проект "Солнышко лучистое"  (среднесрочный для детей 3-4 лет)

Проект «Кто где живет?» (среднесрочный для детей 4-5 лет)

Проект "Вершки и корешки"  (среднесрочный для детей 3-4 года)

Проект "Каша - матушка наша"  (среднесрочный для детей 4-6 лет)

Проект "Русская изба"  (среднесрочный для детей 4-6 лет)

Проект "Я природе помогу, мусор в дело я пущу" (среднесрочный для детей 5-7 лет)

Проект "Мир динозавров" (среднесрочный для детей 5-7 лет)

Проект "Цветы бывают разные"  (среднесрочный для детей 3-4 года)

Проект "Мульти-пульти" (среднесрочный для детей 5-7 лет)

Проект "С чего начинается Родина?" (среднесрочный для детей 6-7 лет)

Проект "Чудо лета!" (краткосрочный для детей 5-6 лет)

Проект «Полезная и вредная еда» (краткосрочный для детей 4-5 лет)

Проект «Поехали. Поплыли. Полетели.» (краткосрочный для детей 4-5 лет)

Проект «Большое путешествие маленького семечка» (краткосрочный для детей 4-5 лет)

Проект "Богатыри земли родной" (среднесрочный для детей 6-7 лет)

Проект "Музыкальные инструменты"  (краткосрочный для детей 3-4 лет)